Как устроено такси в Лондоне

Мне недавно предложили сделать интервью с инноваторами лондонского рынка такси - компанией Get Taxi. Заинтересовали сначала рекордом Гиннеса - самой длинной поездкой на такси в мире, но во время интервью поговорили и про их бизнес-модель. Думаю, что интересно будет и то, и другое :))


Сначала о рекорде :)
Рекорд получился в лучших британских традициях: а-ля Филиас Фогг из "80 дней вокруг света". Только в этот раз трое британцев и один лондонский кэб :) Ехали год и три месяца, побывали в 50 странах, намотали 69 тысяч км, сожгли 8 тысяч литров дизеля, да еще и собрали больше 20 тысяч фунтов в пользу благотворительности (Красному Кресту отдали). Реально круто.

В Британии есть такая забава среди молодежи среднего (и выше) класса. Gap Year называется, то есть "пропущенный год", если дословно переводить. Это год, когда британцы путешествуют. Чаще всего год пропускают между школой и универом. Иногда между универом и работой. Реже - между работами. У меня, например, один из хозяев квартиры, которую мы снимали лет 5 назад, забил на работу в банке и поехал на год путешествовать по миру. Пока типа детьми не обзавелся - надо хорошенько попутешествовать.

У многих британцев моего возраста есть такой год за плечами :) В большинстве случаев - это просто очень длинное путешествие - на самолетах, поездах, автобусах, автостопом, бесконечные ночевки в хостелах, кауч-серфинги, палатки и прочее. На gap year копят долго и упорно и тратят очень экономно.

Реже бывают вот такие веселые поездки с установлением рекордов Гиннеса, благотворительной составляющей и проч. Я читал их блог, смотрел разные видео на сайте и по-доброму завидовал. Я сейчас уже вырос из того возраста, чтобы в машине спать и в хостелах останавливать. У меня теперь дочка, кот :) И жена-принцесса :)

Очень понравилось на сайте, как подводили итоги поездки. По словам ребят, окружающие вместо того, чтобы спрашивать "Это чья такая идиотская затея была?" стали спрашивать "А следущее путешествие какое будет?"

В общем, пересказывать такие приключения это как оперу перепевать.

Теперь о том, как устроена система такси в Лондоне и какую роль в этом играют Get Taxi.

Машина, на которой ребятам удалось проехать мир, - это классический лондонский черный кэб. Его так и называют black cab, хотя вовсе не обязательно, чтобы он был черным. Черный кэб - это в противовес миникэбу. Еще одна разновидность такси, тоже вовсе не обязательно, чтобы они был мини. :)

Разница заключается в том, что черный кэб можно остановить на улице привычным жестом, а миникэб можно только предварительно заказать, выдав точку А и Б. Ну и чисто внешне. Черный кэб - это классическое лондонское такси, как рисуют на картинках. А миникэб - это практически любая машина может быть.

Водители черных кэбов - это хозяева дорог. Лучше них улицы кэпитал оф Грейт Британ знает только Анатолий Вассерман. И это не суперлатив. Дело в том, что с XIX века для того, чтобы получить лицензию водителя черного кэба надо сдать самый сложный в мире экзамен на знание города - так называемый The Knowledge (то есть Знание).

На то, чтобы запомнить 25 тысяч улиц и еще столько же достопримечательностей, пабов, театров, ресторанов, а главное - кратчайшие пути до них, у людей обычно уходит около 3 лет. Недавно (уже не в первый раз) британские ученые (без шуток!) доказали, что у тех, кто успешно сдал этот экзамен и стал водителем лондонского кэба, увеличивается гиппокамп - это часть мозга, отвечающая за консолидацию памяти. В черных кэбах вы не найдете GPS. Если водители увидят, что коллега на виду держит навигатор, ему уже скоро сделают замечание - не позорь, мол :)

Черные кэбы работают по счетчику. Когда садишься, на нем будет 2 фунта 40 пенсов (120 рублей), а дальше тикает счетчик. Тариф один, но он варируется в зависимости от времени суток и скорости перемещения. Система построена так, что водителю выгодней найти кратчайший путь и не стоять в пробках.

До Еревана на такси доехать стоит вот столько :)) У ребят был включет счетчик, соответственно :))

Теперь про Get Taxi.
Это бесплатное приложение, которое позволяет вызвать такси буквально за два клика.

Специальный девайс установлен в 14 тысячей черных кэбов Лондон. Как только вы совершаете те самые два клика, вам приписывают определенный кэб. Система автоматическая - дают ближайший кэб, а не водителя, который знаком с дамой в колл-центре :))

Среднее время ожидания - 6 минут, но на радаре написано, когда ждать кэб. Ничего дополнительного это пользователям не стоит. В принципе, поездка на черных кэбах - это недешево. Я чаще всего использую Addisson Lee. Это огромная компания миникэбов. У них тарифы рассчитываются по индексам. Иногда получается дешево, а иногда - дорого. В этом плане черные кэбы удобней, если едешь на небольшое расстояние. По центру перемещаться на черных кэбах будет скорее всего не дороже, но точно быстрее. Для них в Лондоне есть специальные полосы движения (для автобусов и кэбов).

Ну и еще один плюс - это возможность карточкой заплатить через приложение.

Водителю потом можно поставить оценку - от 1 до 10. Идея, такая, что через какое-то время Get Taxi смогут выбирать, с какими водиделями они хотят, а с какими не хотят работать. В Лондоне это не так критично, а в Москве (Get Taxi в Москве тоже есть) вежливый и знающий таксист - это редкость.

В общем, как вы наверное догадались, Get Taxi были спонсорами ребят, которые обогнули Землю на кэбе, за что и тем, и другим большое спасибо. Изначально предполагалось, что путешествие закончится в Сиднее, но было так весело, что пришлось ехать через Америку обратно в Лондон.

Мне дали посидеть за рулем этого кэба. Скоро его отправят в Музей Транспорта в Лондоне. Именно за рулем я и понял, что уже на такое приключение не способен :)) Помимо российских монеток в кэбе был обнаружен запах приключений :)) Очень надеюсь, что его перед музеем отмоют :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные